Программа психологической поддержки «Феникс»
Программа «Феникс» направлена на психотерапию и психокоррекцию проявлений синдрома профессионального выгорания у работникв сферы «человек-человек». Программа разработана в АНО «Социально-психологический центр». Автор программы – В.В.Михайлова, канд.психол.наук.
Синдром профессионального выгорания относится к числу малоизученных феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Когда говорят „синдром профессионального выгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе:
1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);
4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
6) негативное отношение к себе;
7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений:
- эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;
- деперсонализация - циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда;
- редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Синдром профессионального выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников медицинских учреждений. Оказалось, что данный термин подходит для описания определенных состояний, наблюдаемых у врачей, педагогов, психологов, юристов, социальных работников и многих других специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
По данным диссертационного исследования С.В.Умняшкиной (2002), в котором принимало участие 189 человек, почти 80% респондентов нуждаются в психологической помощи, т.е. имеют выраженными одну или несколько фаз эмоционального выгорания.
Проблема психокоррекции эмоционального выгорания является актуальной и требует осуществления комплексных превентивных и ситуативных мер, которые могут и должны проводиться объединенными усилиями психологов, психотерапевтов, психиатров, социологов и социальных работников. Самый важный результат такой социально-психологической работы — это восстановление адаптивных возможностей личности, быстрое купирование на ранних стадиях развития синдрома профессионального выгорания и выработка эффективных средств для адаптации в профессиональной деятельности и окружающей социальной среде.
Цель программы:
Коррекция
эмоциональных и поведенческих нарушений
у сотрудников организаций и учреждений,
подверженных синдрому профессионального
выгорания
Задачи программы:
Снятие острых симптомов профессионального выгорания (депрессия, деперсонализация, эмоциональные срывы, снижение самооценки, ухудшение состояния здоровья)
Укрепление самооценки и формирование уверенности в своих силах
Формирование стремления к личностному и профессиональному росту
Обучение навыкам релаксации, управления своими эмоциональными состояниями
Развитие коммуникативных навыков и повышение межличностной толерантности
Целевая группа:
В первую очередь программа направлена на оказание помощи работникам сферы «человек-человек». Среди них особо хотелось бы выделить тех, чья работа направлена на оказание помощи людям, предполагает ежедневный высокий уровень ответственности или риска и при этом недостаточно высоко оплачивается (сочетание факторов, особо способствующее возникновению симптомов выгорания).
Методы:
Методы психотерапии и психокоррекции:
Основным методом, используемым в работе с клиентами по программе «Феникс» является метод направленного эмоционально заряженного воображения. В основе метода лежит теоретическая база психоанализа. Также он базируется на теории архетипов и методе активного воображения К.Г.Юнга, методе символдрамы Х.Лейнера, техниках ведения терапевтической беседы К.Роджерса. Метод предполагает визуализацию бессознательных конфликтов, фантазий, механизмов психики человека путем представления образов по четко разработанной схеме и последующую переработку их как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы.
Методы психодиагностики:
В качестве диагностического инструментария применяется методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Она позволяет выявить сформированность фаз стресса - «напряжение», «резистенция», «истощение» и ведущие симптомы «выгорания». По итогам тестирования можно сказать, какие фазы стресса уже сформировались или находятся в стадии формирования, какие симптомы доминируют. По количественным показателям можно судить о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени. Исходя из этого можно планировать психотерапевтической работы.
Методы контроля качества и коррекции работы психолога:
Для контроля за качеством работы психолога, своевременного предотвращения возможных ошибок, а также для методической поддержки используется метод супервизии. Супервизия представляет собой профессионально-ориентированную позицию помощи, сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации, анализ, рефлексию и отработку этой ситуации, улучшение профессиональной компетентности, разрешение межличностных конфликтов, эмоциональную поддержку и так далее. Поэтому супервизия — есть регулярно практикуемая форма сохранения качества профессиональной деятельности специалистов, работающих в сфере «помогающих профессий».
Почасовой план работы
1. Определение проблемы, формулировка запроса |
1 ч |
2. Диагностика текущего эмоционального состояния и целостности Я-концепции. |
2 ч |
3. Работа по укреплению самооценки, формирование готовности к трансформации невротического симптома: укрепление способности к доверию, анализ жизненного пути, анализ проблем, связанных с целеполаганием и достижением цели, анализ структуры личности, исследование внутриличностного конфликта. |
10 ч |
4. Работа с агрессией. Развитие способности принимать свои чувства и управлять ими. |
6 ч |
5. Развитие стрессоустойчивости, способности к разрешению межличностных конфликтов и выхода из кризисных ситуаций |
6 ч |
6. Завершение работы с основным конфликтом (по показаниям). Работа по формированию жизненных целей и перспективы. Укрепление позитивных личностных тенденций и поддержание адекватной самооценки. |
5 ч |
ИТОГО |
30 ч |
Критерии оценки результатов:
Поведенческий критерий: исчезновение острых симптомов профессионального выгорания
Психодиагностический критерий: улучшение тестовых показателей
Субъективный критерий: повышение уровня удовлетворенности жизнью и деятельностью, стабилизация самооценки.
Устойчивость результатов и перспективы:
У сотрудников, прошедших программу, формируются четкое представление о важности психогигиены труда, навыки релаксации, навыки поддержания устойчивой самооценки, что позволяет в дальнейшем избежать повторного появления симптомов профессионального выгорания.
В трудовом коллективе формируется психологическая атмосфера, способствующая личностному и профессиональному росту сотрудников; повышается эффективность их совместного труда.
При желании клиента работа с ним может быть продолжена в индивидуальном порядке
Список литературы:
Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ярославль, 2004 -184 c.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. 2-е изд. СПб: Питер, 2008
Елдышова О.А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики. //Работа переживания и психологическая помощь детям: Сборник статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов Доверия (Москва, 25-27 октября 2007г.). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – С. 35-40
Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации //Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно-практической конференции. 27 сентября – 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. – Астрахань, 2007
Залевский Г. В. Супервизия: основания классификации, концепции
и модели. Сибирский психологический журнал. № 13, 2000.
Зеер Э. Ф. Психология профессий. – М. 2003.Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
Психология профессионального здоровья. /под ред. Г. С. Никифорова. – СПб: Речь, 2006.-480 с.
Трунов Д.О. О профессиональной деформации практического психолога. Психологическая газета. 1998. №1
Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002.
Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. 1994. №6. с. 54-67